Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время становится актуальной проблема умственного развития детей с отклонениями, в том числе детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА). Опорно-двигательный аппарат обеспечивает важнейшую функцию - передвижение человека в пространстве. Часто при НОДА возникают вторичные нарушения, такие как задержка психического развития (далее - ЗПР). ЗПР является одним из самых распространенных отклонений в развитии. Основа умственного развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим, одним из центральных вопросов является выявление средств, методов, условий развития у детей с задержкой психического развития основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.
Изучение специалистами сути наглядно-образного мышления, закономерностей его развития в онтогенезе, особенностей его проявления в различных видах деятельности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Мышление в образах сам по себе сложный процесс, в котором представлены результаты чувственного восприятия окружающего мира, их обработка и преобразование этих результатов под влиянием интересов, намерений или субъективных установок самой личности. Отличительной особенностью интеллекта человека является умение создавать образы и оперировать ими.
Наглядно-образное мышление является полифункциональным образованием. Его содержанием выступают различные чувственные впечатления, которые образуют целостный образ. Полное развитие этого вида мышления является важным условием формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Поэтому для развития потенциальных возможностей развития детей необходимо исследовать не только наиболее сложные формы мышления, но и генетически более ранние.
Цель: проектирование программы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования - наглядно-образное мышление старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования - проведение работы по диагностике и развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
- рассмотреть психолого-педагогические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- изучить наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Раскрыть содержание и анализ экспериментальной работы по развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
База. Исследование проводилось на базе «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28» обще-развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников.
Для решения поставленной цели и задач, в работе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация теоретической части работы.
2. Эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
3. Метод обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1. Теоретические основы изучения наглядно-образного мышления
В современной литературе существует множество определений мышления. Мышление возникает как процесс и, развиваясь, превращается в самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы и цели. По-другому можно сказать, что это познавательный процесс, представляющий собой высший уровень познавательности человека, который связан с решением различных задач. Под задачами подразумеваются условия, путем преобразования которых, можно получить новые знания. Цель мышления состоит в том, чтобы узнать об окружающем мире то, что невозможно узнать с помощью органов чувств (слух, зрение и т.д.).
Основной единицей мышления является мысль, которая представляет собой действие, направленное на анализ и сопоставление фактов по различным признакам. Мышление как процесс связан с мотивацией и способностями личности, а так же ее действиями. На каждом этапе развития человек осуществляет мыслительные действия исходя из сложившихся мотивов, способностей, целей. Но в тоже время, все эти образования развиваются и вступают в новые системные связи из-за усложнения мыслительной деятельности. В беспрерывном процессе мышления образуются дискретные умственные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), которые мышление порождает, но не сводится к ним полностью. Мотивы выступают не только как средства развертывания, но и влияют на производительность мышления.
Орудием мыслительной деятельности являются языковые средства, которые используются для выполнения дискретных операций. В.С. Мухина говорит о том, что речевые сигналы «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщения, что составляет высшее человеческое мышление» [12, с.36]. Из этого следует, что обобщение люди выражают с помощью речи. Материальной формой общения является язык. Ведь, при помощи него мысли людей не теряются, а передаются из поколения в поколения. Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления выступают ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств поступает информация в мозг, а там уже преобразуется в мысль, тем самым помогая человеку найти решения проблемы, задач. Переход от ощущения к мысли является сложным процессом, который состоит в выделении и обособлении предмета или его признака в отвлечении от конкретного и установлении общего для всех.
Мышление также связано с практической деятельностью людей. Она является не только основным условием, но критерием истинности мышления. У мышления так же стоит выделить функцию и задачи. Функция мышления - увеличение границ познания путем выхода за пределы чувственного познания. Задача мышления - выявление отношений между предметами, выделение связей и их отделение от общих закономерностей.
Мыслительная деятельность осуществляется с помощью дискретных операций, таких как анализ (мыслительное разделение предмета или явления на составляющие с целью выделения каких-либо свойств и признаков); синтез (операция, противоположная анализу, которая проявляется в виде соединения каких-либо отдельных свойств и признаков в единое целое); сравнение (мыслительное сопоставление предметов и явлений); абстрагирование (отделение второстепенных признаков предмета и выделение более существенных особенностей и свойств, что помогает сократить время принятия решения); конкретизация (переход от общего к частному, то есть операция обратная абстрагированию); обобщение (помогает выделить особенности или характеристики, общие для отдельных групп предметов); классификация (разделение познаваемых предметов, по каким-либо отдельным признакам) и систематизация (разделение и последующее объединение, не объектов познания, как при классификации, а их групп или классов). Эти процессы обоснованны не только индивидуально психологическими особенностями, но и условиями обучения и воспитания [2, с.49].
Выделяется три основных вида мышления, такие как наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (абстрактное). Наглядно-действенное мышление - умственная деятельность, которая проходит без участия речи, которая совершается с помощью манипуляций предметами, своим телом и т.д., оно образует первую ступень мышления у ребенка. Этот тип мышления являлся предметом изучения многих отечественных и зарубежных исследователей.
Наглядно-образное мышление - один из видов мышления, который связан с представлением ситуаций и изменений в них. Благодаря нему, наиболее полно воссоздается все многообразие характеристик предмета. Развитие этого вида мышления связано с процессом «децентрации», который описал Ж.Пиаже. Децентрация - это преодоление детского эгоцентризма и способность занимать позицию другого человека, сопоставляя со своей собственной позицией.
Первая особенность наглядно-образного мышления это обратимость воображаемых операций и возможность мысленно воспроизводить операции, которые на самом деле не возможны. Вторая особенность заключается в том, что этот вид мышления практически не отличим от воображения и выступает в роли креативности. Очень хорошо развито у людей творческих профессий.
Словесно логический вид мышления - является понятийным по своей структуре, предлагает использование понятий и логических конструкций [11, с.15].
Функционирует оно на базе языковых средств, из этого следует, что оно представляет самый поздний этап развития мышления. Характеризуется наибольшей отвлеченностью и абстрагированием, переходом от оперирования образами предметов к мысленному оперированию его существенными характеристиками. Понятие охватывает не только единичные объекты и явления, но и их группы и классы.
Еще существуют такие виды мышления как репродуктивное и продуктивное; теоретическое и практическое; аналитическое и интуитивное; аутистическое и реалистическое Репродуктивное мышление - вид мышления, которое помогает решить задачу, опираясь на ранее полученный опыт. В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими. Теоретическое мышление состоит из познания законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Так же его сравнивают с эмпирическим мышлением. Отличаются они по характеру обобщения, так, в теоретическом мышлении имеет место обобщения абстрактных понятий, а в эмпирическом - чувственные (опытные) данные признаков, выделяемых путем сравнения. Аналитическое мышление - вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом. Интуитивное мышление - наоборот, свернуто во времени, оно представлено в сознании. Аутистическое сознание - связано с реализацией собственных желаний, намерений. И, реалистическое мышление - направленно на внешний мир и регулируется логическими закономерностями. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление, характерным признаком является не способность поставить себя на место другого [15, с.45].
1.2. Особенности мыслительной деятельности у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Основной процент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (далее - ДЦП). В НОДА, кроме ДЦП входят различные нарушения, такие как:
1. Врожденные нарушения:
- врожденный вывих бедра,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. - М., 2019.- 168 с.
2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 2019. - 224 с.
3. Гусейнова А.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - №1. - 2021.- С.51-55.
4. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2017. - 135 с.
5. Дети с нарушениями развития. / Сост. Н.Д. Соколова.- М.: Просвещение, 2018.- 588 с.
6. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой.- М., 2018.- с. 88
7. Лапшин В.А. Основы дефектологии. - М.: Коррекционная педагогика, 2018. - 143 с.
8. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушения ми опорно-двигательного аппарата. - М.: Сфера, 2017. - 192 с.
9. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. - 2020. - №1. – С.34.
10. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) - М.: ВЛАДОС, 2017. - 304 с.
11. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. - М.: Просвещение, 2019.- . 360 с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: 2019. - 456 с.
13. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2021. - 604 с.
14. Общая психология /Сост. Е. И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 2019. - 72 с.
15. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Коррекционная педагогика, 2020. - 208 с.
16. Кузнецова Л.В.Основы специальной психологии. - М.: Академия, 2018. - 480 с.
17. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во пед. ин-та, 2017. – 435 с.
18. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонения в развитии. - М.: ВАЛДОС, 2020. - 180 с.
19. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2018. - 312 с.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2021. - 336 с.
21. Якиманская И.С. Психология и педагогика.- Оренбург, Издательство Руссервис, 2018.- 178с.